Самовольные уходы детей из дома: мотивы, причины, способы
реагирования Самовольный уход – наиболее
явное выражение потребности в автономии, это своеобразная форма протеста или
обиды на родителей, педагогов, сверстников, опекунов.
Самый простой способ классификации
мотивов самовольных уходов – это разделение на 2 группы: ·
Ушедшие от кого-то или чего-то; ·
Ушедшие к кому-то или чему-то.
Уходы могут быть вызваны следующими
причинами: Ø
Психологические
причины (проявление личностных особенностей ребенка, желание оказаться вне
травмирующей ситуации, отсутствие контакта с близкими людьми); Ø
Социальные
(неблагоприятные межличностные отношения с взрослыми и сверстниками;
самоутверждение, физическое либо психологическое насилие и др.); Ø
Медицинские
«показания» (диагноз: дромомания)
Выделяют
четыре основные группы детей-беглецов: ·
беглецы – исследователи; ·
беглецы - искатели приятного общества; ·
беглецы
- шантажисты; ·
беглецы от проблем, опасности.
Типология самовольных уходов:
Безмотивные побеги как
удовлетворение сиюминутной потребности.
Эмансипационные побеги -
избавление от опеки и контроля взрослых, от наскучивших обязанностей (побеги
совершаются как в одиночку, так и группой)
Демонстративные побеги - являются следствием привлечь к себе внимание. Особенность данных
побегов в том, что убегают не далеко и в те места, где их увидят и поймают.
Импульсивные побеги -
из чувства страха наказания, за какую либо провинность.
Побег как реакция протеста на неблагоприятную для ребёнка систему отношений,
установившуюся со сверстниками, воспитателями, учителями; на трудности, связанные с учебной деятельностью. Дисфорические побеги-
побеги в связи с внезапными изменениями настроения.
Дромоманические побеги - возникновение
немотивированной тяги к перемене обстановки, расстройства влечений в виде
гиперсексуальности, стремления
напиваться «до отключения», садомазохистических
действий.
Рекомендации по профилактике самовольных уходов:
v Основой
ранней профилактики самовольных уходов является создание условий,
обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление
типичных кризисных ситуаций, возникающих у детей определенного возраста. v Создавать благоприятный психологический
климат в группе положительную мотивацию к обучению, оказывать помощь
воспитанникам в освоении учебного материала; v Осуществлять тактичный контроль за
поведением, эмоциональным состоянием учащихся в группах; v Вовлекать воспитанников в
общественно-полезную деятельность, кружки, секции, учитывая интересы и желание
воспитанников, а также постоянно помнить, что в интересной, заполненной трудом,
спортом, активным досугом организации жизнедеятельности нет времени и желания
мечтать о побегах и совершать их. v Обращаться к педагогу-психологу,
социальному педагогу при любых изменениях в поведении ребенка. Если все же ребенок ушел: Шаг первый.
Шаг второй.
Шаг третий.
Шаг четвертый.
Шаг пятый.
ЗАПОВЕДИ ВОСПИТАТЕЛЯ:
1. Никогда не
принимайте воспитательных мер в плохом настроении. 2. Ясно определите, чего вы хотите от ребёнка,
родителя (и объясните это им), а также узнайте, что он думает по этому поводу. 3. Не подсказывайте решения, а показывайте пути к
нему и разбирайте с ребёнком его правильные и ложные шаги. 4. Не пропустите момента, когда достигнут первый
успех. Сразу дайте оценку поступку и сделайте паузу, чтобы ребёнок услышал и
осознал. 5. Оценивайте поступок, а не личность. 6. Дайте ребенку ощутить, что сочувствуете ему,
верите в него, хорошего мнения о нём, несмотря на его оплошности. 7. Дайте понять,
что, когда неприятный разговор будет окончен, то инцидент окажется исчерпанным.
8. Воспитатель должен быть твёрдым, но добрым.
Телефоны для обращения за помощью в поиске ребенка:
8
(39543) 6-03-10 - Управление
министерства социального развития, опеки и попечительства
8
(39543) 6-29-66 – дежурная часть ОВД
города
8
(39543) 6-28-55 - дежурная часть ОВД
района
8
(39543) 6-63-80 – отдел по делам
несовершеннолетних | |
Просмотров: 1683 | |
Всего комментариев: 0 | |