Профилактика самовольных уходов детей

Самовольные уходы детей из дома: мотивы, причины, способы реагирования

          Самовольный уходнаиболее явное выражение потребности в автономии, это своеобразная форма протеста или обиды на родителей, педагогов, сверстников, опекунов.

 

Самый простой способ классификации мотивов самовольных уходов – это разделение на 2 группы:

·    Ушедшие от кого-то или чего-то;

·    Ушедшие к кому-то или чему-то.

 

Уходы могут быть вызваны следующими причинами:

Ø      Психологические причины (проявление личностных особенностей ребенка, желание оказаться вне травмирующей ситуации, отсутствие контакта с близкими людьми);

Ø      Социальные (неблагоприятные межличностные отношения с взрослыми и сверстниками; самоутверждение, физическое либо психологическое насилие и др.);

Ø      Медицинские «показания» (диагноз: дромомания)

 

    Выделяют четыре основные группы детей-беглецов:

·         беглецы – исследователи;

·         беглецы - искатели приятного общества;

·          беглецы - шантажисты;

·        беглецы от проблем, опасности.

 

Типология самовольных уходов:

 

Безмотивные побеги как удовлетворение сиюминутной потребности.

 

Эмансипационные побеги - избавление от опеки и контроля взрослых, от наскучивших обязанностей (побеги совершаются как в одиночку, так и группой)

 

Демонстративные побеги - являются следствием привлечь к себе внимание. Особенность данных побегов в том, что убегают не далеко и в те места, где их увидят и поймают.

 

Импульсивные побеги - из чувства страха наказания, за какую либо провинность.

 

Побег как реакция протеста на неблагоприятную для ребёнка систему отношений, установившуюся со сверстниками, воспитателями, учителями; на трудности, связанные с учебной деятельностью.

 

Дисфорические побеги- побеги в связи с внезапными изменениями настроения.  

 

 Дромоманические побеги - возникновение немотивированной тяги к перемене обстановки, расстройства  влечений в виде  гиперсексуальности, стремления напиваться   «до отключения», садомазохистических действий.  

 

Рекомендации по профилактике самовольных уходов:

 

v     Основой ранней профилактики самовольных уходов является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у детей определенного возраста.          

v     Создавать благоприятный психологический климат в группе положительную мотивацию к обучению, оказывать помощь воспитанникам в освоении учебного материала;

v     Осуществлять тактичный контроль за поведением, эмоциональным состоянием учащихся в группах;

v     Вовлекать воспитанников в общественно-полезную деятельность, кружки, секции, учитывая интересы и желание воспитанников, а также постоянно помнить, что в интересной, заполненной трудом, спортом, активным досугом организации жизнедеятельности нет времени и желания мечтать о побегах и совершать их.

v     Обращаться к педагогу-психологу, социальному педагогу при любых изменениях в поведении ребенка.

 

Если все же ребенок ушел:

Шаг первый.
Вспомните все, о чем говорил с вами ваш подопечный (воспитанник) в последнее время, ведь зачастую дети нам говорят почти все, другое дело слышим ли мы их. Соберите информацию у родственников, с которыми ребенок общался в последнее время, опросите друзей и знакомых подростка.

 

Шаг второй.
Собрав информацию (с кем общался перед исчезновением, сообщал ли кому-то о своих планах, где и с кем чаще всего проводил досуг, также проверьте, не взял ли ребенок деньги, ценности, теплые вещи, документы), проверьте ее.

 

Шаг третий.
Если проверка собранных сведений не дала никаких результатов и ребенок не найден – обращайтесь в соответствующие органы. Оповестите органы опеки и срочно обращайтесь в территориальное отделение полиции и подавайте в розыск (заявление у вас обязаны принять по первому требованию). Обязательно возьмите с собой паспорт, фотографию ребенка, документ, удостоверяющий его личность. Заявление в милицию необходимо написать в двух экземплярах, зарегистрировать оба в канцелярии и после этого один из экземпляров подать в дежурную часть, получив отрывной талон.

 

Шаг четвертый.
Необходимо посетить инспектора по делам несовершеннолетних и оставить ему фотографию ребенка, всю информацию, которую Вы собрали, а также телефоны, по которым с вами можно связаться.

 

Шаг пятый.
Так как в розыскном отделе множество розыскных дел, останавливаться на этом не следует. Необходимо поддерживать связь со знакомыми и друзьями подопечного. В большинстве случаев дети, сбежавшие из дома, пытаются найти приют в знакомой среде.

 

ЗАПОВЕДИ ВОСПИТАТЕЛЯ:

 

1.      Никогда не принимайте воспитательных мер в плохом настроении.

2.       Ясно определите, чего вы хотите от ребёнка, родителя (и объясните это им), а также узнайте, что он думает по этому поводу.

3.       Не подсказывайте решения, а показывайте пути к нему и разбирайте с ре­бёнком его правильные и ложные шаги.

4.       Не пропустите момента, когда достигнут первый успех. Сразу дайте оценку поступку и сделайте паузу, чтобы ребёнок услышал и осознал.

5.       Оценивайте поступок, а не личность.

6.       Дайте ребенку ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мне­ния о нём, несмотря на его оплошности.

7.      Дайте понять, что, когда неприятный разговор будет окончен, то инцидент окажется исчерпанным.

8.       Воспитатель должен быть твёрдым, но добрым.

 

Телефоны для обращения за помощью в поиске ребенка:

 

8 (39543) 6-03-10 - Управление министерства социального развития, опеки и попечительства

 

8 (39543) 6-29-66 – дежурная часть ОВД города

 

8 (39543) 6-28-55 - дежурная часть ОВД района

 

8 (39543) 6-63-80 – отдел по делам несовершеннолетних

Категория: Клуб приемных родителей | Добавил: Администратор (30.09.2013)
Просмотров: 1612 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]